Авторизация

Поиск

Задания для самостоятельной работы «Имя прилагательное»

ЗАДАНИЯ К УРОКУ НА ТЕМУ: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

 

Задание 1

В каких словосочетаниях относительные прилагательные перешли в качествен­ные?

  • а) металлический лист, б) металлический голос.
  • а) золотой характер, б) золотой перстень.

  • а) стальной стержень, б) стальной взгляд.

  • а) железная болванка, б) железная воля.

  • а) ватное одеяло, б) ватные ноги.

  • а) весенняя погода, б) весеннее настроение.

Задание 2

Образуйте притяжательные прилагатель­ные от данных существительных. По­ставьте их в формы ед.ч. м.р. и ж.р.

Баран, белка, бык, Вера, волк, заяц, корова, кошка, лиса, лягушка, мама, мать, Миша, овца, Олег, отец, папа, рыба, сестра, Таня, человек.

• Найдите суффиксы во всех записанных формах.

Задание 3

Выполните тест. Укажитете слова, которые пишутся слитно:

  • красно...синий

  • вагоно...строительный

  • ранне...весенний

  • густо...серый

  • умильно...слащавый

  • добро...желательный

  • машинно...счетная

  • ильфо...петровский стиль

  • северо-восточный

  • горно...климатический

Задание 4

  • Выполните анализ текста.

(1) Детям уделялось всё, что было похуже и не могло ис­пользоваться взрослыми "господами". (2) Даже в богатых помещичьих домах под спальни детей отводились самые темные и невзрачные комнаты. (3) Форточек в комнатах не было. (4) Спертый воздух очищался только топкой печей. (5) Духота в детских стояла ужасная; всех маленьких детей старались поместить в одной-двух комнатках, и тут же, вместе с ними, на лежанках, сундуках или просто на по­лу, подостлав себе что попало из хлама, пристраивались на ночь мамки, няньки и горничные. (Е.Водовозова)

  • Определите разряды всех прилагательных.

  • Найдите прилагательные, стоящие в формах степеней сравнения. Определите, в каких именно формах они стоят.

  • Определите падеж, число и род прилагательных во втором предложении.

  • Какие существительные текста склоняются, как прилагательные?

  • Какой частью речи является слово топкой в (4) предложении?

Задание 5

Определите разряд прилагательных:

  • деревянная (походка)

  • классный (пловец)

  • чужой

  • рыжий

  • чуждый

  • пушкинская (квартира)

  • ситцевый (платок)

  • классная (комната)

  • (город) вязовый

  • босой

  • крокодиловы (слезы)

  • в пушкинском (стиле)

  • человеческие (слабости)

  • куриный

  • стальная (проволока)

  • волчий (аппетит)

  • детские (забавы)

  • отцовский (дом)

  • голый

  • (брат проявил) отцовскую (заботливость)

  • прокрустово (ложе)

  • хромой

  • недавний

  • детское (время)

  • университетский (товарищ)

  • дочерняя (комната)

  • одинаковый

  • театральный (жест)

  • клеверные (поля)

  • волчий (хвост)

  • угловатый

  • внимательный

  • допотопное (животное)

  • дочернино (платье)

  • вязовая (кора)

  • театральный (сезон)

  • дочерняя (фирма)

  • допотопная (мораль)

Задание 6

Найдите формы степеней сравнения и степеней качества у следующих прилагательных:

  • превеликий

  • самый строгий

  • беловатый

  • красненький

  • чудеснее

  • всего дороже

  • здоровенный

  • наиболее выгодный

  • менее интересный

  • тоньше

  • расчудесный

  • полнёхонек

Задание 7

Каким образом образуются степени сравнения у следую­щих прилагательных:

  • умный

  • дружеский

  • выдающийся

  • босой

  • выгодный

  • колкий

  • дикий

  • страдальческий

  • скорбный

  • живой (не умерший)

  • сдержанный

  • аналогичный

  • мертвый

  • гордый

  • живой (подвижный)

  • глухой (неясный

  • янтарный (цвет) или заглохший)

  • могучий

  • немой

  • глухой (лишенный слуха)

  • непонятный

  • сладкий

  • злачный

  • деловой

  • гнедой

  • полый

  • мятый

  • комический

  • одинаковый

  • кофейный (цвет)

Варианты ответа:

а) только суффиксальным (синтетическим)

б) с помощью служебных слов (аналитическим)

в) и суффиксальным, и с помощью служебных слов (синтетическим и аналитическим)

г) не образует сравнительной степени

Задание 8

Найдите качественные прилагательные, которым не прису­щи какие-либо грамматические признаки, характерные для это­го разряда прилагательных. Выберите правильный вариант:

1. зверский 6. мини 11. косой

2. красивый 7. трагический 12. старый

3. товарищеский 8. больной (человек) 13. кровный

4. стройный 9. добрый 14. холодный

5. новый 10. вкусный

Задание 9

А. От данных основ образуйте прилагательные со всеми возможными суффиксами.

лес-

груб-

син-

широк (ч-)

свет-

Б. Полученные прилагательные классифицируйте по раз­рядам. Отметьте прилагательные, обозначающие степень ка­чества.

Задание 10

Какие формы (полные, краткие) можно образовать от сле­дующих прилагательных?

  • ручной

  • горазд

  • видный

  • вороной

  • боевой

  • богатый

  • темный

  • ледяной (тон)

  • готовый

  • строгий

  • рад

  • праздничный

  • белый

  • вековой

  • властный

  • послушный

  • длинный

  • младший

  • цветной (не белый)

  • искренний

  • прозрачный

  • отсталый

  • правый

  • излишний

  • фальшивые (деньги)

  • маленький

  • фальшивые (слова)

  • ханжеский

  • холостой (мужчина)

  • острый

Варианты ответа:

а) имеет и полную, и краткую форму, совпадающие по значению

б) имеет и полную, и краткую форму, не совпадающие по значению

в) имеет только полную форму

г) имеет только краткую форму

Задание 11

Найдите ошибки в образовании форм сравнительной сте­пени:

  • звончее

  • слаже

  • красивее

  • менее интереснее

  • более лучший

  • прочней

  • хлеще

  • более уверенный

  • благороднее

Задание 12

Определите синтаксическую роль кратких прилагатель­ных. Выберите правильный вариант ответа:

  • Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.

  • Широка страна моя родная.

  • Весенний день горяч и золот.

  • Она надела туфли на босу ногу.

  • Присутствующие были молчаливы, сдержанны.

Варианты ответа:

а) 1. сказуемое, 2. сказуемое, 3. сказуемое, 4. определение, 5. сказуемое

б) 1. сказуемое, 2. сказуемое, 3. сказуемое, 4.сказуемое, 5. сказуемое

в) 1. согласованное определение, 2. сказуемое, 3. сказуемое, 4. согласованное определение, 5.сказуемое

Задание 13

Определите синтаксическую роль прилагательного в фор­ме сравнительной степени. Выберите правильный вариант ответа:

  • Нева шире Москва-реки.

  • Потребность в более оперативной информации остро чувствовалась.

  • Парень, вдвое сильнее, поднял этот тяжелый багаж.

  • Борода, намного темнее волос, оттеняла кожу лица.

  • Он теперь спокойнее, чем прежде.

  • Они нарвали красивейших цветов.

Варианты ответа:

а) 1. сказуемое, 2. согласованное определение, 3. несогласованное определение, 4. несогласованное определение, 5. сказуемое, 6. согласованное определение

б) 1. сказуемое, 2. согласованное определение, 3. несогласованное определение, 4. согласованное определение, 5. сказуемое, 6. согласованное определение

в) 1. несогласованное определение, 2. согласованное определение, 3. несогласованное определение, 4. несогласованное определение, 5. сказуемое, 6. согласованное определение

Задание 14

Какой вариант падежной формы предпочтителен?

  • Дорога вела мимо мамина домика.

  • Дорога вела мимо маминого домика.

  • Вижу сестрину подругу.

  • Вижу подругу сестры.

  • Подошел к мужнину столу.

  • Подошел к мужниному столу.

 

Задание 15

Определите способ образования следующих прилагательных:

  • ходкий

  • кисловатый

  • безошибочный

  • настольный

  • костлявый

  • безграмотный

  • пепельно-серый

  • жизнерадостный

  • небезызвестный

  • потусторонний

  • дикорастущий

  • болеутоляющий

Задание 16

Расставьте ударение в следующих словах:

  • дешев

  • вредна

  • близка

  • крепко

  • бела

  • вредно

  • далека

  • зелено

  • бледна

  • гола

  • красивее

  • смешон(а)

  • верна

  • оло

  • красна

  • умно

  • верно

  • глубока

  • мало

  • желчна

Задание 17

Какие части речи перешли в прилагательные?

  • поношенное платье

  • несклоняемые существительные

  • приподнятое настроение

  • выдающийся ученый

  • Он был первым учеником в классе.

  • Преподаватель он никакой: говорить не умеет.

Задание 18

Сделайте морфологический анализ прилагательных в сле­дующих примерах: лисьей шубой, рассказать о самом значи­тельном событии, некрасовский дом, шары прозрачны по схеме:

  • начальная форма;

  • разряд (качественное, относительное, притяжательное);

  • если качественное: значение степени (положительная, сравнительная, превосходная), полная или краткая форма;

  • род, числе, падеж.


 

Школа № 1 города Елабуги © 2011 Все права защищены.

счетчик посещений

Счётчик Посещений